Три собора. Три церкви. Три гордости изюмчан.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1819—1826 гг.

В 1792 году в городе Изюм, в бывшей слободе Пески, на месте деревянной была построена кирпичная Вознесенская церковь. Здание крестово-купольной конструкции в 1903 году было дополнено постройками боковых приделов, а также колокольня, расположенная над западным притвором, была увеличена на ярус. Данная церковь построена в классическом стиле, конструкция трехнефная, однокупольная с трансептом.

В центральной части на высоком барабане, который лежит на подпружных арках и парусах, находится перекрытие в виде полусферического купола. Полуциркульные своды на подпружных арках перекрывают центральный неф и трансепт, а крестовые своды – первый ярус звонницы и боковые нефы. Пилястры расчленяют стены фасадов, увенчанные антаблементом с весомым карнизом. Четырехколонные портики, украшенные треугольными щипцами и спаренными колонками, акцентируют западный (главный) и боковые входы, а полуколонки коринфского ордера расчленяют барабан главы. Аттик над антаблементом увенчан главой полусферической формы в декоративной круглой главкой. Четыре яруса колокольни украшены по-разному: прямоугольный в плане нижний ярус – в стиле фасадов церкви, над ним квадратной формы второй, ограниченный наличниками окон и карнизом, третий, восьмигранный, украшают плоские портики с пилястрами в стиле коринфского ордера, а над антаблементом размещены треугольные фронтоны.

Самый древний собор Изюма. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР. 1684 г

Одним из первых сооружений изюмской крепости является Спасо-Преображенский собор, построенный в 1681 году. Архитектурные детали храма схожи с харьковским, что дает основание считать, что оба они были построены одним мастером или под руководством мастера народными зодчими, хотя объемно-пространственное решение этих построек принципиально различно. В 1751 году собор подвергся капитальному ремонту, а через 135 лет, в 1886 году, с западной стороны храма были достроены колокольня и притвор.

В самом начале XX века собор в очередной раз подвергся перестройке, на этот раз под руководством инженера М.И. Ловцова. Были разобраны первоначальные главы, вместо которых возведены новые с главками в форме луковиц, правда исключение составил барабан центральной главы. Были надстроены кокошники по верхнему краю стен. В результате архитектурный облик здания существенно изменился. Пятибашенный объем памятника, пятигранники боковых ветвей, примыкающих к центральному объему, являются воплощением традиционных форм украинской деревянной архитектуры, как впрочем, и размещенные компактно главы, напоминающие плоские грани рубленых сводов деревянных построек.

Фасады украшены зубчатым кирпичным поребриком, который пристутствует также в профилированном цоколе, в расположенном над окнами аратурном поясе, в карнизах, венчающих основной объем и главы. Плоские лопатки выделяют углы фасадов по всему периметру постройки, которые акцентированы также трехчетвертными колонками, выступающими, с перехватом в центре. Декор выполнен их лекального кирпича, употребляемого для избежания притески. Высоко раскрытое пространство в интерьере выглядит единым целым благодаря широким и высоким подпружным аркам, соединяющим с центральным куполом ветви собора.

Восточная и западная главы, притвор и колокольня были разрушены во время Великой Отечественной войны. Однако через десять лет после ее окончания здание было отреставрировано в первоначальном виде, главы и декор были восстановлены, поздние наслоения убраны. Железное покрытие крыши в 1983 году заменили медным. Кирпич для реставрации изготавливался по образцам того, из которого был сложен храм. Спасо-Преображенский соборы – самый ранний из сохранившихся в городе Изюме памятников архитектуры, выполненных в стиле барокко.

НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ (Свято-Кресто-Воздвиженский храм), 1809—1823 гг.

Интересным памятником архитектуры является Николаевская церковь – трехчастное сооружение с колокольней. В середине XIX века оно к нему были достроены боковые приделы.

Постройка выполнена в классическом стиле и представляет собой крестово-купольный одноглавый храм с полукруглой апсидой. С западной стороны в каждом приделе находится двухколонный портик, выполненный в тосканском ордере, а с восточной — алтарная часть. Яруса и купол барабана украшены орнаментальной росписью, которая выполнялась в XIX –XX веках. От примыкающей с запада колокольни сохранился лишь нижний ярус.